Ваш город: Москва
Поиск
Войти
Федеральный Образовательный Центр
8 (800) 600-22-63
г. Москва, ул. Артюхиной, д.4 стр.1

Дистанционное обучение - за и против

2 мар 2022
Дистанционное обучение - за и против

В настоящее время формат дистанционного обучения (далее – ДО) становится одним из ключевых направлений учебного процесса в образовательных организациях на территории РФ и за рубежом. Востребованность удаленного обучения достигла пика в период пандемии, когда очная форма была недоступна. На данный момент, благодаря развитию технологий, люди зачастую прибегают к использованию технологий удаленного доступа к информационным ресурсам при обучении на курсах переподготовки, повышения квалификации и даже получения первого высшего образования.

Преимущества дистанционного обучения

Несмотря на растущую популярность ДО, у него, как и у любого направления организации образовательного процесса, есть как преимущества, так и недостатки. Сторонники удаленного формата используют следующие аргументы «за»:

1.       Индивидуализация образования: возможность учиться в удобном темпе

Благодаря отсутствию четкого тайминга, ученики могут самостоятельно определять время для занятий по той или иной дисциплине. Например, обучающийся может быстро выполнить задание по английскому языку и более углубленно изучить тему линейных уравнений по алгебре.

2.       Наглядное проявление сильных и слабых сторон учащихся

Формат ДО при качественной методологической составляющей и проведении занятий на практичных учебных платформах, может показать истинную картину успеваемости ученика. При очной форме обучения, скрытые недочеты и пробелы в знаниях отдельного учащегося сложно отследить из-за большого количества обучающихся. Кроме того, во время ДО родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком и самостоятельно определить степень его внимательности и концентрации на занятиях.

3.       Повторение — мать учения

Зачастую дети стесняются задавать вопросы, которые они не поняли. В режиме онлайн-обучения данная проблема отпадает, т.к. у учеников есть возможность изучать пройденный материал столько, сколько понадобится. Повторное прохождение тестов помогает закрепить усвоенные знания. Также, учащиеся имеют возможность актуализировать знания, вернувшись к информации, которая закреплена на слайдах, таблицах и т.д.

4.       Снижение психической и физической нагрузки

Ранний подъем, предусмотренный обучением в школе, негативно влияет на учеников, чей пик активности приходится на вечернее время суток. Однако, во время ДО, ребенок получает возможность провести в постели больше времени и влиться в обучение в бодром расположении тела и духа.  
Попытки усвоить информацию с утра, когда одолевает сонливость, отвечать у доски при плохом самочувствии, работа по дому и большой объем домашних заданий по всем предметам — такова повседневность учеников старшей школы. ДО имеет неоспоримое преимущество в этом плане, т.к. снимает многие из этих задач, тем самым понижая уровень стресса школьников.

5.       Развитие самостоятельного обучения

Навык самообразования является одним из ключевых умений современного успешного человека. Во время ДО учащиеся имеют возможность развить данную способность, самостоятельно изучая учебный материал по каждой из дисциплин. Кроме того, ученики могут более углубленно ознакомиться с тем предметом, который их больше всего интересует.

6.       Объективность оценок

Часто родители жалуются на сознательное занижение оценки успеваемости их ребенка. Однако во время ДО данный вопрос решается автоматизированной системой оценивания. Ученик получает беспристрастную оценку своих знаний, основанной на выполнении тестовых заданий. Дополнением к этому могут стать комментарии учителя относительно выполненного тестирования.

Недостатки дистанционного обучения

Безусловно, говоря о дистанционном обучении, мы должны рассмотреть аргументы «против»:

1.       Недостаток социализации

Познание окружающего мира в детстве зачастую происходит благодаря взаимному обучению со сверстниками. Что касается подростков, то поддержание контактов с членами школьного сообщества является одним из неотъемлемых условий успешной социализации.
В будничной школьной жизни ученики имеют возможность налаживать социальные контакты, учиться решать конфликтные ситуации и быть частью команды. Из-за формата ДО развитие данных компетенций становится невозможным.

2.       Погружение в гаджеты

Если во время обучения в школе учащиеся занимаются разными видами деятельности, включая внеурочную, то в период ДО, дети проводят долгое время перед экранами мониторов, что негативно сказывается на здоровье. Стало обыденностью, что после завершения занятий, ученики потребляют развлекательный контент из тех же смартфонов. Учитывая данный факт, врачи высказывают опасения о том, что подобная практика губительно влияет на еще не сформировавшийся скелет ребенка. К тому же, при таком формате обучения происходит колоссальная нагрузка на зрение.

3.       Недостаточное количество практики

Каждый из нас индивидуален. Мы все по-разному усваиваем информацию. По исследованиям ученых, большинство детей являются кинестетиками, т.е. лучше осваивают информацию практическим путем. Однако, во время ДО материал подается в основном через тексты учебников и тестовые задания. Ребенок не может спросить о непонятных ему моментах, что создает пробелы в полученных знаниях.

4.       Отсутствие авторитетного взрослого и учебной атмосферы

На прохождении всего образовательного пути, детям необходим взрослый, который будет их направлять, помогать исправить ошибки и усвоить новые знания. В присутствии такого человека учащиеся чувствуют себя в безопасности и ощущают комфорт при обучении. Особенно в такой фигуре нуждаются дети младшего возраста. В процессе удаленного обучения из-за технических неполадок вроде проблем с соединением, трудно выстроить доверительные отношения, особенно если некоторые фразы учителя обрываются.

5.       Нет единой технологии перехода из очного в дистанционный формат

Ни для кого не секрет, что начало ДО в период пандемии тяжело далось как педагогам, так и ученикам. Учителя, привыкшие к преподаванию дисциплин в очном формате с трудом перестроились на дистанционный. Для многих педагогов по началу было сложным даже проводить занятия в ZOOM. Что касается детей, то их взросление приходится на активное развитие цифровых технологий, из-за чего зачастую они со скукой относятся к долгим монотонным лекциям и чтению длинных параграфов старых учебников. Возможно в дальнейшем, при развитии ДО, на государственном уровне будет введена единая методология преподавания дисциплин в удаленном формате.

На сегодняшний день, основной целью дистанционного обучения является повышение эффективности образовательного процесса и достижение результатов, схожих с очным форматом. Также, актуальным остается вопрос о методологии образовательного процесса ДО. Что касается преимуществ, то бесспорным плюсом удаленного обучения является его непрерывность. 
Выдаваемые документы
Профессиональная переподготовка
Повышение квалификации
Обучение рабочим профессиям
Федеральный Образовательный Центр

Специализируемся на многопрофильном обучении в сферах дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и обучения рабочим профессиям.

Бессрочная лицензия №2588 [ИНН:0326543482]
✓ Документы об образовании установленного образца
✓ Дистанционное обучение по всей России
✓ Более 1200 курсов ПП, ППК и вебинаров

Выписка из реестра Рособрнадзора

Проверить лицензию
Наш блог
закрыть